Oxxxymiron (Оксимирон). Биография в деталях.

Oxxxymiron (Оксимирон) - биография [история]

Оксимирон в детстве.Oxxxymiron (Оксимирон). Настоящее имя Мирон Янович Фёдоров. Родился 31 января 1985, Ленинград(в настоящее время Санкт-Петергбург) — русскоязычный рэп- и грайм-исполнитель. Один из основателей и бывший участник лейбла Vagabund. На текущий момент выпустил два студийных альбома «Вечный жид» (2011) и «Горгород».

Ранние годы (1985–2008)

Мирон Фёдоров родился 31 января 1985 года в Ленинграде в еврейской семье физика-теоретика и библиотекаря. Когда Мирону было 9 лет, семья эмигрировала в Германию, в город Руттеншайдrude. В Германии Мирон впервые узнал про рэп. Там он учился в школе Марии Вехтлер (нем. Maria Waechtler Schule), но до 9-го класса всё ещё числился в журнале своей бывшей школы № 185 и продолжал присылать сочинения по литературе. У будущего рэпера были напряжённые отношения с немецкими одноклассниками. Чтобы вывести агрессию, в 12–13 лет он начал предпринимать первые попытки читать рэп на немецком языке, взяв себе псевдоним Миф. На тему взаимоотношений с классом Мирон позже выпустил одну из самых популярных песен своего репертуара «Последний звонок». Желая стать музыкантом, но не имея при этом вокальных данных, он решил продолжить своё увлечение. Через некоторое время Мирон начал читать рэп на русском, будучи уверенным в том, что он первый русскоязычный рэпер.

Оксимирон: "У нас была группа, название которой я забыл, состояли в ней Миф и Сага. Сага так и не написал ни одной строчки и впоследствии сторчался. А я придумал русский рэп. То есть натурально был уверен, что я первый человек, читающий рэп по-русски (интернета у меня не было, а русскоязычных эмигрантов, которые могли бы поколебать мою уверенность, в Германии тогда ещё было достаточно мало)."

После одной из поездок на родину в 14 лет уверенность Мирона в том, что он родоначальник рэпа на русском языке, пропала. В возрасте 15 лет он с семьёй переселился в Великобританию, в город Слау и здесь, больше не имея проблем с одноклассниками, усиленно взялся за учёбу. Вскоре английская учительница истории — выпускница Оксфордского университета — предложила ему попробовать поступить в Оксфорд после окончания школы. В 2004 году, подав документы и пройдя собеседование, Мирон поступил в университет на факультет филологии.

Оксимирон: "Я разговаривал на смеси так называемого "королевского" и книжного английского с немецким акцентом. Я слушал американский рэп, поэтому использовал много сленговых выражений. Я говорил такие слова, как «innit» во время моего собеседования в Оксфорде — думаю, что это одна из причин, по которой они приняли меня."

В 2006 году получил диагноз «маниакально-депрессивный психоз» и был исключён по этой причине из вуза, но поступил повторно. В июне 2008 года получил диплом по специальности «средневековая английская литература».

Oxxxymiron (Оксимирон). Начало карьеры, Optik Russia (2008—2010).

Начало карьеры, Optik Russia (2008—2010)

После учёбы в Оксфорде Мирон переехал жить в Ист-Энд и начал поиски работы. Из-за «чрезмерной квалификации» (англ. Overqualificationruen) он не смог найти работу по должности. Как утверждает рэпер, он «работал кассиром, переводчиком, грузчиком, гидом, ларёчником, репетитором, конферансье, офисным планктоном и консультантом с копытом». Новый круг общения, состоявший из русскоязычных эмигрантов, подтолкнул Мирона вернуться к хип-хопу. Он стал заниматься музыкой под псевдонимом «Oxxxymiron», появившимся как сочетание имени с литературным термином «оксюморон» (англ. oxymoron) и утроенной «X», отсылающей к большому количеству обсценной лексики в песнях.

В 2009 году Мирон принял участие в 14-м независимом баттле Hip-Hop.ru, где дошёл до полуфинала. В конце года портал провёл общественное голосование «Hip-Hop.ru Awards 2009», где Oxxxymiron стал победителем в номинациях «Лучший МС баттла», «Прорыв баттла», «Лучший спарринг баттла», «Лучший трек баттла», а также стал победителем в номинации «Открытие 2009 года» и призёром в номинации «Лучший хип-хоп-исполнитель 2009 года».

В это время его заметил Optik Russiarude — немецкий лейбл русскоязычных иммигрантов. За счёт лейбла Мирон и заработал первую волну слушателей, а также познакомился c Дмитрием Хинтером, более известным как Schokk, состоящим в том же лейбле. В августе 2010 года покинул Optik Russia под предлогом несоответствия интересов.

Оксимирон «Вечный жид», Vagabund (2011)

Летом 2010, после ухода из Optik Russia, Мирон разрабатывал и вынашивал идею создания нового независимого лейбла с символичным названием Vagabund (нем. Скиталец). Осенью того же года Мирон и Schokk отправились в небольшой тур по странам СНГ, который был назван «Октябрьские события». К осени 2011 года Oxxxymiron, Schokk и Иван «Ваня Ленин» Карой (в качестве менеджера) создали лейбл, под которым вышли альбомы «С большой дороги» Schokk’а и «Вечный жид» Мирона, получивший большое количество положительных отзывов. Оба альбома вышли в один день 15 сентября 2011, и Vagabund отправились в совместный тур по странам СНГ. 30 октября даёт последний концерт в составе команды Vagabund, при участии Крипла. 1 ноября 2011 года Оксимирон заявил о своём уходе из Vagabund, после чего 6 ноября дал бесплатный сольный акапелла-концерт в Москве, чем завершил свой тур, и отправился в Лондон.

miXXXtape (2012)

12 марта 2012 года состоялся интернет-релиз miXXXtape I, который содержит наиболее удачные куплеты из песен, записанных в период с 2008 по 2011 годы.

Через год, 18 октября, состоялся релиз «miXXXtape II: Долгий путь домой». Второй микстейп содержит записанные в 2012—2013 годах песни, в промежутках между которыми добавлены замиксованные отрывки из выступления Мирона на рэп-баттле Versus, где его оппонентом был Крипл. Противостояние Оксимирона и Крип-А-Крипа, закончившееся победой Мирона, стало третьим выпуском Versus Battle, позже ставшим первым видео на официальном канале Versus на YouTube, количество просмотров которого превысило 1 млн, 2 млн, а затем и 3 млн.

11 апреля 2014 года состоялся баттл против Дуни, более известного как Александр Пархоменко. Сам баттл проходил в Москве, на открытом мероприятии Main Event. Победу одержал Oxxxymiron.

8 августа Мирон заявил, что переносит выход своего второго студийного альбома на неопределённый срок, хотя ранее релиз был запланирован на 14 августа 2014 года.

12 апреля 2015 года стартовал 3 сезон Versus Battle. Первым выпуском стал баттл Oxxxymiron vs. Johnyboy, в котором уверенную победу одержал Oxxxymiron, все судьи отдали голос за Мирона. Сам баттл за сутки набрал 1 миллион просмотров в YouTube, что стало рекордом по просмотрам баттлов. Этим Oxxxymiron привлёк внимание организаторов канадского баттла KOTDruen и одного из лучших баттл-эмси в мире — Dizaster’а.

25 августа 2015 года состоялась премьера клипа на песню «Лондонград», написанную специально для одноименного сериала. В основу сериала легли лондонские приключения Мирона. Премьера сериала состоялась 7 сентября 2015 года на телеканале СТС.

В ноябре 2015 выходит второй студийный альбом Оксимирона «ГОРГОРОД»

«ГОРГОРОД» Ноябрь.

В ноябре 2015 выходит второй студийный альбом Оксимирона «ГОРГОРОД».

13 ноября 2015 года в официальной группе Oxxxymiron ВКонтакте был выложен новый альбом исполнителя, получивший название «Горгород». Релиз сопровождался рекомендацией слушать треки в строгой последовательности и целиком, что обусловлено структурой нового альбома, выполненного в форме музыкальной новеллы, что является смешением различных видов (даже не жанров) искусства. С одной стороны, альбом представляет собой мюзикл, лишённый сценического действия, с другой стороны, литературной новеллой или совокупностью новелл, связанных между собой по смыслу записями с автоответчика главного героя.

Сразу нужно оговориться, что данная статья направлена на заинтересованного читателя, который уже ознакомился как с самим альбомом, так и с некоторой посвящённой ему публицистикой, которой, силами энтузиастов, сейчас под завязку набит интернет. Для ознакомления с основной линией повествования достаточно прочитать соответствующую статью на Википедии, ссылку на которую я прикреплю к посту. Этот пропедевтический курс станет некоторым подспорьем к тому, о чём будет сказано в данном эссе.

Анализ «Горгорода» будет разделен на две большие смысловые части по уровням семиотических напластований: первый элементарный уровень будет посвящён попкультурному контексту альбома, второй, гораздо более сложный для восприятия, будет посвящён разбору мифопоэтических оснований символического образа Города как такового. Но начнём мы данное эссе с прояснения названия альбома.

Смотри КОНЦЕРТ "ГОРГОРОД" ОКСИМИРОНА LIVE в качестве

Оксимирон Горгород. Трактовки названия.

1. Сразу бросается в глаза созвучие с названием пустынного плато на северо-западе Мордора – «Горгоротом». В переводе с синдарина, одного из эльфийских языков, чья семантика и грамматика была разработана Джоном Рональдом Руэлом Толкином, «Горгорот» означает «Равнина призраков». Этот факт нам ещё понадобится во второй части эссе. Стоит добавить, что Оксимирон уже не в первый раз затрагивает тему художественного мира Толкина, так в его первом альбоме была композиция под названием «Восточный мордор».

2. Слово «Горгород» может быть понято, как «Город Городов», по аналогии с «Царём Царей», титулом, которым именовали персидского царя Дария. Так же словосочетание «Город Городов» может быть интерпретировано, как собирательный образ всех городов, Город как таковой, Город в себе и для себя.

3. Также в повествовании упоминается неизвестный наркотик «Гор», который добывается из недр горы, вокруг которой построен Город. В повествовании есть намёк на то, что основным доходом мэра являются деньги, полученные с трафика этого наркотика. Если учесть, что формой правления данного города-государства является плутократия, то можно сказать, что власть мэра держится на этом наркотике. Таким образом, «Горгород» является порочным городом, построенным на человеческом несчастьи, неразрывно связанном с наркоманией.

4. Данный город, как уже было упомянуто, построен вокруг горы, своего рода пирамиды, зиккурата. Разбором этого символа мы подробно займёмся во второй части данного эссе. Пока только заметим, что трактовка Горгорода, как «города вокург горы» тоже возможна.

Уровень первый. Попкультурный контекст «Горгорода».

Нуар.


Готэм из вселенной Бэтмена, Город Грехов Фрэнка Миллера, Нью-Йорк из комикса «Хранители». Что объединяет данные города между собой и с Горгородом? Все они берут своё начало с образа, появившегося в Американском кинематографе 40-ых — 50-ых годов, эпохи расцвета «нуара».

Классический нуар запечатлел, характерную для американского общества времён конца второй мировой и начала холодной войны, атмосферу недоверия и цинизма. Человеческая жизнь, которая не стоит и чашки кофе, вечные перестрелки гангстеров, которые учиняют свои разборки прямо посреди улицы, нависающие и довлеющие над человеческой личностью серые здания, вечный дождь, вечный сигаретный дым, беспросветная тьма. Словом – нуар.

Оксимирон. Горгород. Это направление в кинематографе породило целую волну подражаний, названную неонуаром. Ярким образчиком этого направления можно считать фильм Романа Полански «Китайский квартал».

Со временем неонуар (не без влияния комиксов про одну хорошо вам известную Летучую мышь) становился всё эффектнее, жирнее, кровавее, архетипичнее. Данный процесс в результате вылился в культовый фильм «Город Грехов», в двух частях которого были использованы всё основные сюжетные штампы нуара. Но не просто использованы, а доведены до своего логического конца. Снять этот фильм ещё кровавее, ещё заштампованнее просто не представляется возможным. Важно оговорится, что слово «штамп» в данном контексте лишено негативной оценочной окраски. В данном случае штамп не копирует, не пародирует, а отсылает нас к оригиналу, являясь при этом вполне самостоятельным художественным жестом. О плагиате речи идти не может, ведь цитирование в постмодернистической парадигме мысли является вполне себе оправданной и самостоятельной формой познания и творчества.

Эстетика неонуара настолько популярна, что существует даже советский неонуар, ярким образчиком которого является дебютная работа болгарского кинорежиссёра Явора Гырдева – «Дзифт».

Как вы уже догадались, образ «Горгорода» перекочевал к нам прямиком из вселенной неонуара, со всеми свойственными этому жанру архетипами, такими как:

1. Роковая женщина (Ава («Город грехов 2»), Ада («Дзифт»), Эвелин Мюлврэй («Китайский кватрал») и так далее) – один из главных архетипов вселенной неонуара. Сущностной характеристикой данного персонажа является её сюжетная несамостоятельность. Несмотря на то, что внутри повествования она всегда представлена сильной и самодостаточной женщиной, по отношению к которой мужчина кажется довеском. Но, если выйти за пределы нарратива, то мы увидим, что как персонаж (не как человек!) роковая женщина всегда рассматривается только в отношении к протагонисту, только через него обретает свою самость. Её самостью является стихия, хаос, порочная страсть, что-то смертельно опасное, но неминуемое как надвигающаяся на тебя лавина, как фатум. Главный герой может её ненавидеть, но никогда не откажется от неё. Это не просто женщина, это стихия, это революция, это огонь на который летит мотылёк, она прекрасно настолько же, насколько опасна.

Оксимирон. Второй студийный альбом «ГОРГОРОД»

Роковая женщина – это жертвенность в любви, отрицание себя через любовь, трансцендирование и становление чем-то бОльшим, иными словами – смерть. Роковая женщина введена в сюжет для того, чтобы одномоментно перевернуть жизнь протагониста. Как мы уже упомянули, это не самостоятельный персонаж, это функция сюжета. Конечно, образ роковой женщины существует и вне неонуара. В «Горгороде» этот архетип был воплощён в Девочке-пиздец, в Алисе.
Оксимирон
2. Продажный плутократический режим, часто выраженный в одном властном и тираничном персонаже, «корне зла». Такой персонаж необязательно должен быть главой города, но он обязательно должен быть богат, корыстен, замешан в каких-то преступных делах, циничен и готов пойти на всё, ради достижения цели, а «прогнившая система» должна позволять ему и подобного рода людям быть на самом верху общества. Такими персонажами являются Вор («Дзифт»), отец Эвелин («Китайский квартал»), Мэр («Город грехов»). В Горгороде – это тоже Мэр.

3. Эстетика упадка традиционных ценностей, отражающаяся на образе города, который буквально гниёт от падения нравов. Это эстетика тёмных улиц, грязных стоков, проституток, гангстеров и наркоманов. Эстетика decadance.

Антиутопия.

История, рассказанная нам Мироном Фёдоровым в «Горгороде», без сомнения является образчиком жанра антиутопии, что любопытно, Марк, протагонист этого произведения, внутри повествования пишет две новеллы, одна из которых выполнена в жанре антиутопия. Получается, что в треке «Полигон» мы сталкиваемся с антиутопией внутри антиутопии.

Структурно модель развития сюжета «Горгорода» очень напоминает сюжет знаменитого романа Евгения Ивановича Замятина «Мы». Главный герой, лояльный режиму человек среднего возраста (Марк и Д-503), встречает, уже упомянутую нами, роковую женщину (Алиса и I-330), после этого события жизнь его круто меняется. Главный герой целиком и полностью отдаётся во власть этой женщине и как будто просыпается ото сна, начинает осознавать, что происходит вокруг него, можно сказать, обретает самого себя в своей пагубной и самоубийственной любви. Любви как протесте. После встречи сюжет начинает динамично развиваться, а главный герой оказывается в центре захлёстывающего водоворота событий. Из покорной режиму запчасти тоталитарного механизма он превращается в революционера, восстающего против действующей власти. Однако в обоих произведениях главного героя ждёт провал, после которого он оказывается лицом к лицу с главным антагонистом – главой города (Мэр и Благодетель). После этого кульминационного разговора, главного героя отпускают, но через некоторое время выясняется, что это просто уловка. В «Горгороде» протагониста убивают, в «Мы» ему делают операцию, после чего он снова становится лояльным режиму. Такие же структурные сходства можно обнаружить со знаменитым произведением Джорджа Оруэлла «1984».

Несмотря на структурное сходство этих трёх произведений, спешу заметить, что антиутопия как жанр является доведением до логического конца какой-то утопической идеи мироустройства и демонстрация того, насколько эта идея безобразна и антигуманистична. В Замятинском «Мы» критикуется идея подчинения жизни человека рациональности и науке, иными словами, критикуется механистичность модели рационального устройства общества, которая превращает человека в винтик в адской машине, лишая его индивидуальности. Оруэлл критикует советскую систему устройства общества. Оксимирон критикует устройство общества как Города-Государства, урбанистическое безумие, которое окружает современного индивида.

Описав современный контекст, в который погружено данное произведение, мы наконец сможем приступить к разбору мифопоэтических истоков образа Города-Государства, то есть ко второй, главной части нашего эссе.
Оксимирон
Уровень второй. Мифопоэтический контекст «Города».

Город. Закатанная в асфальт земля, по которой с безумной скоростью несутся стальные чудовища с огненным чревом: быстрее, быстрее, сегодня столько важных дел. Город. Дома возвышающиеся до небес: выше, ещё выше, мы, в отличии от наших предков, вполне себе успешно достраиваем одну вавилонскую башню за другой и то, что мы говорим на разных языках, нам абсолютно не мешает. Город. Маленькая бетонная коробка, мой дом – моя крепость, нужно выплатить ипотеку, но это что, это мелочи, зато посмотри какой телевизор, диагональ 40 дюймов, в умную рассрочку взял, чего грустить, тут все удобства, коммунальный рай, а вот у моего брата в деревне – туалет на улице, ты только представь!

Современный человек не замечает мелочей, из которых состоит его быт, он воспринимает всё, как само собой разумеющееся. Он не замечает Города. Дышит им, живёт им, но не видит и не слышит его. Тем временем урбанизация пожирает всё новые и новые пространства. Москва как раковая опухоль оплела своими метастазами юго-западное Подмосковье, вскоре оплетёт ещё что-нибудь, в этом смысл вечных городов. Экспансия города воспринимается, как само собой разумеющееся, как абсолютно естественный процесс развития. Ойкумена современного человека заканчивается пригородом. А есть ли жизнь за МКАДом? Думаю, нет.

Тема Города постоянно всплывает в современном искусстве. Оксимирон тоже не обошёл её стороной, более того, эта тема является основной в его творчестве. Стоит ли напоминать, что до выхода «Горгорода», у него вышло несколько синглов: «Лондонград» и «Город под подошвой». Названия говорят сами за себя. Но никогда ещё в его творчестве образ города не был подвергнут столь тщательной и детальной проработке, как в последнем альбоме. Так что же это за образ? Чем является уже не раз упомянутый нами Горгород? Чтобы понять это, нам нужно понять, что такое Город в целом. Поэтому данный раздел нашего эссе будет поделён на две смысловые части: сущность Города и сущность Горгорода.

Город.

Давайте заглянем в ларчик, в котором содержатся половина смыслов современной европейской культуры. Имя этому ларчику – Ветхий завет. Таким образом мы сможем проследить генезис развития образа Города как такового.

Легенда о становлении первого города связывается в Библии с легендой о братоубийстве, а именно со знаменитой историей Каина и Авеля.
Оксимирон
Конфликт между братьями начался после совместного жертвоприношения, Авель, поскольку был скотоводом, принёс в жертву первородных овечек, а Каин, поскольку был земледельцем, принёс в жертву плоды земли. Бог принял только жертву Авеля, что весьма огорчило его брата, огорчило настолько, что в тот же день в поле Каин убивает Авеля, после чего пытается скрыть своё преступление от Бога, но, конечно, несёт заслуженную кару. Мораль этой ветхозаветной притчи ясна, однако нас интересует другое – наказание, которому был подвергнут Каин.

Господь начертал у Каина на лбу одну из букв имени своего, чтобы никто из встречных зверей не убил Каина в его вечном скитании, таким образом Бог навеки заклеймил братоубийцу и все плоды рук его «печатью Каина», то есть отметиной злобы, преступления, пролитой крови.

За свои преступления Каин был изгнан в землю Нод (ивр. ‏נוד‏ – глагол «странствовать»), то есть землю вечного странствия, на востоке от Эдема. Что примечательно, глагол «to nod» в английском языке означает дремать, так что «земля Нод» в англоязычной культуре является обозначением сна. Это отсылает нас к первой трактовке названия альбома, а именно к горному плато в Мордоре под названием «Горгорот», которая, как уже было сказано, переводится с эльфийского как «равнина призраков». Сходство поразительное.

Земля Нод, по одной из экзегетических трактовок, является не неким определённым местом, куда был послан Каин, а просто собирательным образом вечного странствия. Тогда эта притча становится похожей на новозаветную историю Вечного жида (к слову, первый альбом Оксимирона носит именно такое название).

Но как связаны мучения Каина и становление Города? Именно Каин основал первый в истории Город и назвал его в честь своего сына Еноха. Здесь можно углядеть противоречие: как же так получилось, что обречённый на странствие Каин стал первым градостроителем, то есть основателем самого оседлого уклада жизни? Однако, если понимать данную притчу метафорически, противоречие окажется мнимым. Мы предлагаем следующую трактовку:

Земля Нод – это долина вечного странствия, равнина призраков, пустыня сна, где всё аморфно и непостоянно. Это не конкретное место, оно нигде не локализовано, оно и есть проклятие Каина, который основывает первый Город. Отсюда следует, что на Городе лежит печать Каина, как и на всём, чего коснулась рука его, что породило чрево его. Не стоит забывать, что он называет город в честь своего сына, так что в символическом плане Город и есть его сын, плоть от плоти и кровь от крови. Таким образом над Городом нависает вечное проклятие с самого его рождения. Поскольку Город построен в пустыне вечных скитаний Нод, городские жители оказываются отчужденными друг от друга. Ведь сущностью скитания является именно отчуждение от коллектива и от свой собственной сущности. Таков вечный жид, таков и Каин, воплотившийся в каждом горожанине. Все мы являемся вечными скитальцами в этом бетонном саркофаге братоубийцы.

По проспекту, вдоль сточных канав, скорее бежим, чтобы получить на другом конце города толику тепла, которого нам так не хватает, выходим на набережную и понимаем, что идти нам некуда да и не за чем. Город превращается в лабиринт, где мы, отчужденные от других людей и от самих себя, обречены на вечное странствие. И чем больше в Городе жителей, тем сильнее они чужды друг другу. Дети бетонных коробок оказываются навек замурованы в своей отчуждённости, что перекликается с притчей о строительстве Вавилонской башни, где Господь, чтобы покарать зарвавшихся людей, смешивает их языки. Да, мы не понимаем друг друга, мы замкнуты в своей собственной отчуждённости, что не мешает Городу расти всё дальше и дальше. Экспансия – это смысл Города.

Оксимирон

Заметим, что в Ветхом завете есть прямое указание: «пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16-17). Поскольку Эдем тоже может восприниматься метафорически, как вечное блаженство, от которого отказались люди вкусив плод с древа познания, это указание местоположения земли Нод не противоречит нашей теории.
Оксимирон
Таким образом, Каин создаёт Город из ничего, но в вечном Городе остаётся трансляция этого Ничто, оно никуда не пропадает. Ничто – это и есть та отчуждённость городского жителя, его вечное скитание по земле Нод, земле его собственных фантазий и сновидений, долине призраков. Пустыня реальности, где возведён первый Город, только представляется нам сооружением, в сущности же является могилой Каина, но, вместе с тем, продолжением его экзистенции, его плотью и кровью, на которой лежит вечное проклятие «печати Каина».

Подобный миф о сотворении города мы встречаем и в римской культуре. Не для кого не секрет, что знаменитый вечный город тоже построен на братских костях. История повторяется, однако с некоторыми изменениями, демонстрирующими различия иудейской и римской культур. Рем в отличии от Авеля не является невинным агнцем в этой истории. Авель добр, благостен, свят, Господь принимает его и все дары его. В случае с Ромулом и Ремом оба брата, вскормленные капитолийской волчицей, своекорыстны, властны и сильны. Оба хотят расширить свою власть, что приводит к ссоре и сооружению стены, а после – к убийству.

В 15 книге произведения «О граде божьем» Аврелий Августин пишет: «Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один», и далее: «…чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим». Однако лучшим не стало, стало тем, что мы имеем сейчас. Таким образом история Города началась с проливания братской крови. Рим оказывается продолжением тела и души Ромула, но вместе с тем и его могилой, поскольку он отдал свою жизнь ради сотворения Рима и даже пожертвовал братом. В случае с Каином та же мысль будет применима к любому городу.

Не стоит удивляться такому совпадению мифа (притчи) становления города в двух различных культурах. Так называемые «близнечные мифы» являются одними из самых древних и распространённых среди различных народов и культур. Знаменитый своей теорией «трёх функций» французский мифолог Жорж Эдмон Дюмези́ль связывает этот миф с двойственной природой власти в древних сообществах: власти царя-жреца и власти царя-война. И действительно мы находим пары божеств почти в каждом пантеоне языческих богов: Митра и Варуна, Ахура Мазда и Ангра-Майнью, Ен и Омэль, братья Диоскуры, Геракл и Ификл. В дуалистических мифах один бог выступает воплощением мира, дружелюбия и блага, второй – войны, вражды и зла. Нередко братья (пары) находятся в конфронтации, в результате которой один убивает другого. Это демонстрирует конфликт между властью жреца-брахмана и властью воина-кшатрия, которые, хоть и воплощают аспекты единой власти над третьим сословием (земледельцы, скотоводы и ремесленники), всегда имеют внутренний конфликт, который нередко заканчивается тем, что Кшатрий получает власть над Брахманом.

Теперь, когда у нас в руках находятся нити смыслов, взятых из первоисточников мифоса западной (и не только) цивилизации, мы можем приступить к разбору музыкального альбома Мирона Фёдорова и показать, какое отражение древние мифы получают в современных произведениях.

Оксимирон

Горгород.

Из текстов песен мы можем понять, что Горгород – это город-государство, которое находится под браздой правления Мэра, имя которого в произведении не называется. Власть Мэра в городе воистину безгранична, что позволяет ему устраивать террор, элементами которого является массовые казни и отсутствие легальной политической оппозиции. Видимость демократических институтов при этом сохраняется, Марка приглашают на вечеринку по поводу окончания выборов. Мэра в городе, не смотря на террор и тоталитаризм, любят, ему устанавливают памятники, народ не восстаёт и не бунтует. Горожане довольны инфраструктурой, народ «не жаждет реформ, когда повторно накормлен» («Слово Мэра»).
Оксимирон
Кроме Горгорода имеются и другие города-государства, находящиеся по соседству («Допустим всё так, но что будет, если уйду? Города по соседству, убрав своих деспотов, бедствуя мрут», Слово Мэра). Отсюда можно сделать вывод, что в мире художественных образов, созданном Мироном Фёдоровым, существует целая система городов-государств. Что очень напоминает устройство древних цивилизаций: Египта и Шумера. Остановимся на этой аналогии чуть подробней.

Первые цивилизации возникают тогда, когда требуется организовать труд большого количества людей, что позволяет получить гораздо больше материальных благ, чем собирательство, охота или индивидуальное земледелие. Люди начинают образовывать сельскохозяйственные общины, из которых и получаются города-государства, которые впоследствии будут объединены в могущественные царства Египта и Шумера.

Таким образом в художественном мире альбома мы видим некоторую реконструкцию системы древних городов-государств. Особенно чётко прослеживается сходство «Горгорода» с образом шумерского города-государства.

Это сходство становится ещё более очевидным, если обратить внимание на то, как часто в тексте упоминается образ пирамиды и зиккурата («…в зиккурате пролитых слёз…», Девочка *издец; «…город как пирамидка из колечек…», Колыбельная). Как уже было сказано, Горгород построен вокруг горы, которая тоже совпадает с образом центральной городской пирамиды. Не говоря уже о том, что на задней части обложки альбома находится схематичное изображение пирамиды с висельницей на вершине. В центре шумерских городов-государств устанавливалась пирамида, которая являлась «пупом земли», центром мира. Четыре стороны пирамиды были символическим отражением четырёх сторон света, кто владел пирамидой – тот владел миром. Иерархия в таком городе находится не только в области символического, но и физического мира. Кто на вершине пирамиды, тот на вершине мира, на вершине власти. Кто находится на вершине горы в Горгороде? Мэр. Он представляет собой олицетворение тоталитарной, тиранической власти, что является сущностным признаком царя-воина (кшатрия). Фактически он является властителем мира, поскольку мир порядка ограничивался городской чертой. Очевидны параллели с греческой «ойкуменой» и римским «померием».

Но есть и другая власть, власть под горой. Власть Гуру, который, как вы догадались, является обратной стороной власти мэра, то есть является царём-жрецом (брахманом). Как выясняется в тексте песни «Слово Мэра» Гуру, хоть и независим от власти мэра, что позволяет ему создавать второй, духовный полюс этой власти, всё равно находится под его неусыпным контролем. Мэр знает про власть Гуру, именно Мэр и позволяет её осуществиться. Таким образом осуществляется единство и борьба двух полюсов власти (духовной и воинской), отражение которой мы наблюдали в близнечных мифах.

Какое же место во всей этой системе занимает Марк? Почему именно он становится главным героем? Не просто наблюдателем, а центром всех произошедших в городе перипетий. Марку, действительно, досталась главная роль в этом городе – роль сакральной жертвы.
Оксимирон
Человеческие жертвоприношения существовали в очень многих языческих культурах, в больших же городах они часто носили массовый характер. В Вавилоне каждый год в жертвенном огне сгорали сотни людей – старики, калеки, незаконнорождённые дети. Это было вавилонским способом решения проблемы социально незащищённых слоёв населения. В Карфагене в жертву Баалу приносились первенцы. В культуре Майя массовые человеческие жертвоприношения тоже были широко распространены.

Рене Жерар в своей книге «Козёл отпущения» рассматривает вопросы: кто становится жертвой, ради чего и почему? Жертвоприношение – это способ коммуникации с божеством, способ вернуть божество в мир. Также жертва является очистительным актом, жертва вбирает в себя грехи общества, после чего подвергается закланию. Вместе с жертвой уходят и грехи (напрашиваются параллели с искупительной жертвой Христа, и они, конечно, не случайны; распятие – это монополия на жертвоприношения, одна жертва, заменяющая все последующие).

С современной обывательской точки зрения жертвоприношения являются чем-то кощунственным, недопустимым и архаичным, что однако не мешает им в скрытом виде присутствовать в современных обществах. Марк, таким образом, оказывается тем самым козлом отпущения, который добровольно восходит на Зиккурат, чтобы принять заклание. Но восходит, конечно, не один. Его приводит туда Алиса.

Почему добровольно? Ответ на этот вопрос содержится в песне «Накануне» («И жаль, не удержать на мгновение оставшуюся ночь перед финальным падением»). То есть Марк отдаёт себе отчёт, что восставая против Мэра, что эквивалентно восстанию против города, против всего мироустройства, он приносит себя в жертву во имя других людей, чей главный грех – равнодушие. Так же Марк с самого начала знал, что любовь к Алисе обернётся для него жертвой во имя этой пагубной страсти. Единственная ошибка Марка заключается в том, что он винит во всём Мэра, который является лишь проводником власти более высшего существа – Города.

Но жертву нужно подготовить, чтобы она оказалась способной вобрать в себя все грехи, чтобы она оказалась не напрасной. Так что Гуру открывает Марку сакральный смысл Города, который представляется органическим единством, где всё переплетено. Марк видит все грехи горожан, видит образ Города, видит Мэра. Видит всё, таким образом он вбирает всё это в себя, теперь он становится готовым к закланию.

Жертва всегда щедро одаривается. У Марка есть всё, о чём можно мечтать: слава, деньги, признание, престиж, здоровье, ум. В «Слове Мэра» царь-воин даже дарует ему жизнь, отпуская его, но чем больше даров получает козёл отпущения, тем более неизбежна его жертва. В песне «Башня из слоновой кости» Марк умирает.

Этот альбом трудно сразу оценить, понять всю его значимость, глубину и, наконец, крутость просто потому, что ничего подобного ещё не было. Этот чистый «книжный хоп» нам просто не с чем сравнивать. Это не тот альбом, где мы можем сказать «этот трэк мне понравился, а этот нет», потому что это первый цельный альбом, при этом, безусловно, самый многослойный в смысловом отношении и того, что было до него. Лейтмотив всего альбома - это фигура художника-творца, стоящего перед выбором: вести за собой толпу или быть безучастным гением, который только «за самого себя и не *бёт». О технике, продакшене и говорить не приходится: всё на высшем уровне. Самый ожидаемый релиз года, как и предполагалось, перевернул игру, но перевернул по своему сценарию, который никто даже близко не смог предугадать...

Оксимирон и друзья.

Оксимирон в 2016 году

В июле 2016 года издание GQ номинировала Окси на "Открытие года, об этом появилась соответствующая запись: "Ребзя! Сами знаете, я никогда не прошу нигде за меня голосовать. Единственным исключением была премия GQ "Человек года 2012", которую я выиграл благодаря вам, и, будучи еще практически ноунеймом, попал на великосветскую тусовку элиты, где сожрал все устрицы. Но так уж вышло, что в этом году GQ номинировали меня снова, на этот раз уже не на "Открытие года" за "Вечного Жида", а на "Музыканта года" за "Горгород". Среди друних номинантов - "киты" шоу-бизнеса - Баста и "Ленинград". Думаю, всем очевидно, что шансов против их влияния и многомиллионных подписчиков у меня мало. Но именно поэтому мне было бы дико приятно, если бы вы за меня проголосовали - разумеется, только, если вы действительно считаете, что "Горгород" и прочее, что я сделал за прошлый год, достойно этого."
Оксимирон
3-го сентября 2016 года, в эфире Первого канала был показан финал Премьер-Лиги КВН, где команда «Сборная Забайкальского края» в одном из своих выступлений показали, как бы мог происходить поединок между Челубеем и Пересветом в 1380 году, если бы тогда был популярен баттл-рэп, спародировав первые строки выступления Оксимирона на баттле против Джонибоя.

Напомним, что баттл между этими богатырями ранее пародировался на «Versus Battle» Александром ST (после чего, Степанов сравнил Окси с Лениным, который также родился в России, получил образование за рубежом и вернулся, чтобы начать революцию), и, надо признаться, вышел он намного смешнее, нежели данный номер в КВН.

Фёдоров вошёл в массовое сознание российского слушателя после масштабных турне по Восточной Европе, двух альбомов и пачки микстейпов, набирая фэнов как из числа уличных ребят, так и из студенческой среды. Но, конечно, он не дошёл до этой точки без неприятностей - он часто критиковал старую гвардию российской хип-хоп сцены за ретроградство и традиционализм. Интерес к музыке Мирона Фёдорова появился и из за рубежа, хотя сам он настаивает на том, что одобрения Запада не ищет. "Что есть одобрение?" - спрашивает он, "Если ты настоящий эмси - одобрение должно базироваться на восприятии людьми твоих текстов. Если люди не понимают их - я могу ценить внимание, но по сути мне всё равно. Кто-то из США сделал англоязычные субитры к одному из моих последних батлов - это интересно, это круто. И то же самое относится к моим российским слушателям - в конце концов, я делаю музыку для людей, имеющих хип-хоп бэкграунд.

Осень 2016-го ознаменована третьим, самым масштабным туром OXXXYMIRON за этот год - TAKEOVER TOUR 2. Весной были завоеваны новые города в Средней полосе России, летом к ним присоединяется Европа, осенью наступит черед Евразии. В течение двух месяцев OXXXYMIRON и его команда исколесили с концертами колоссальную территорию от Владивостока до Киева и Минска. Увенчали этот этап экспансии анонсированные ранее многотысячные концерты в Москве и Петербурге.

29 сентября, 2016 года на закрытой вечеринке «Reebook Hall Of Fame», главным хедлайнером которой был Oxxxymiron, произошло знаменательное событие: впервые за долгий промежуток времени исполнитель решил представить публике свой новый материал. Для внушительной толпы, пришедшей на мероприятие, Мирон зачитал короткий отрывок нового трека, в котором упоминает соперников былых лет, про чей рэп уже все забыли. Судя по всему, полная версия композиции будет очень горячей, и не важно выйдет она синглом, или же попадёт на грядущий тейп исполнителя, который тот обещал выпустить в текушем году.

Ни для кого не секрет, что написание новых композиций у Мирона растягивается, порой, на долгие годы, и итоговый результат и "доработка" кардинально меняют изначальный вид трека. 16 октября Oxxxymiron выложил в сеть демо-запись "Девочки Пиздец", сделанную на рубеже 2011-2012 годов, однако с итоговой версией с "Горгорода" эта запись имеет мало общего, что может быть и плюсом — фактически это совсем другой трек, который можно слушать как новинку. Также Мирон поделился неиспользованным ранее кавером на трек «Не от мира сего». Цитата: "Для тех, кому интересен процесс написания песен. Нашел первый, забракованный мной вариант "Девочки Пиздец" конца 2011 / начала 2012 года. Кроме названия и идеи, пересечений у этой демки с альбомным треком 2015 года нет. Подобные черновики были и у других идей, но не сохранились. Например, "Не от мира сего" и "Где нас нет" я задумывал еще в 2010 как единую песню, текст и бит которой не имели ничего общего ни с первой, ни со второй финалкой. Называлась она тогда "Мир ловил нас, но не поймал" (по Г. Сковороде). К одному из более поздних вариантов трека прилагался вот этот арт (кажется, работы Игоря Мехтиева), который тоже не вышел, как и многое другое. Иногда идее нужно полежать пару-тройку-пятерку лет."


бифАбиф: OXXXYMIRON Vs. ЮРИЙ ХОВАНСКИЙ

В этом месте биографии Мирона нам объяснять нечего. Поклонники вкурсе. А скан бифа прикрепили для истории!

бифАбиф: OXXXYMIRON Vs. ЮРИЙ ХОВАНСКИЙ

To be continued, OXXXYMIRON!